Программа информатизации
МОУ «Тюндюковская средняя общеобразовательная школа»
на 2006-2007 учебный год
Содержание программы
1. Анализ текущего состояния уровня информатизации школы.
2. Цели и задачи программы.
3. Основные направления работы.
4. Содержание программы
- основные мероприятия;
- сроки их проведения;
- ответственные;
- ожидаемый результат мероприятий.
5. Ожидаемые результаты программы.
1. Анализ текущего состояния уровня информатизации школы
Повышение квалификации в области применения ИКТ прошли 8%, на курсах «Базовая ИКТ – компетентность» обучались 40% членов педагогического коллектива. Из остальных учителей 32% начали обучение на компьютерных курсах школьного уровня, где в сентябре-ноябре 2006-го года познакомились основными приемами работы на компьютере и научились редактировать в текстовом редакторе «Microsoft Word»
За прошедший учебный год систематически на уроках применяли компьютерные технологии и цифровые образовательные ресурсы 16% учителей.
Диаграмма показывает положительную динамику применения ИКТ в образовательном процессе за период с 2004 по 2006 годы. 50 % учителей используют ИКТ целесообразно и методически грамотно.
В апреле 2005-2006 учебного года в школе организованы учебные курсы, которые продолжили в этом учебном году для учителей, не владеющих навыками пользования ПК. Это позволит педагогам начать применение ИТ на уроках и во внеурочное время.
Информатика и ИКТ как учебный предмет преподается в 9-11-х классах и вводятся факультативно в 7-8-х классах. Учащиеся 7-го класса умеют работать на компьютере и знакомы с текстовым редактором, восьмиклассники умеют готовить презентации, работать в локальной сети. К концу 9-го класса учащиеся знакомятся с электронными таблицами, системой управления базами данных, умеют пользоваться основными ресурсами Интернет.
Во внеклассных мероприятиях, в проведении классных часов, кружков информационные технологии не используются.
Презентации используются при проведении семинаров.
Широко применяется ИКТ в работе НОУ школы. Учащиеся проводят исследовательские работы с помощью компьютерных технологий, пишут проекты по информационным технологиям, выигрывают гранты для оснащения кабинета информатики. Членами НОУ создан школьный радио-узел.
Применяются средства ИКТ для проведения:
· Уроков;
· Исследовательской работы в НОУ;
· Учебной проектной деятельности по информатике;
· При подготовки презентаций для участия в районных и областных конкурсах;
· Работы школьного радио;
· Презентации социальных проектов;
· Методических семинаров.
В 2005-2006 учебном году прошли семинары «Применение ИКТ на уроках», «Использование электронных презентаций в учебном процессе».
Компьютеры в кабинете информатики объединены в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет. Образовательные ресурсы Интернет используются только администрацией школы при подготовке к семинарам, к участию в конкурсах.
16% учителей и 14% учащихся имеют дома компьютеры.
Школа имеет следующее техническое обеспечение для информатизации образования:
№ |
Кабинет |
Количество компьютеров, оргтехники |
Цели использования |
1. |
Информатика |
- компьютеров, которые оснащены наушниками, CD-ROM дисководами; - лазерный, цветной струйный и матричный принтеры; - сканер; -медиапроектор; - экран для медиапректора; - цифровая видеокамера: - CD-RW - DVD – проигрыватель; - телевизор; - видеомагнитофон; -музыкальный центр; - микрофон; -модем; -колонки. |
Уроки информатики, факультативы, предметные уроки с применением ИКТ, исследовательская работа учащихся, презентации проектов, проведение семинаров, работа в Интернете. |
2. |
Директор |
- ноутбук; Цифровой фотоаппарат; - видеокамера; -принтер+сканер+ксерокс |
Администрирование |
3. |
Секретарь |
- 2 компьютера; -сканер. |
Делопроизводство |
4. |
Бухгалтерия |
- 2 компьютера; - модем; -лазерный и матричный принтер, копировальная машина |
АРМ |
Ключевые проблемы, на решение которых направлена программа информатизации школы
Проблемы |
Причины возникновения |
Пути решения |
84% педагогов, 100% воспитателей ДОУ не используют ИКТ в образовательном процессе |
Отсутствие ЦОР, соответствующих УМК по предметам. Низкая ИКТ-компетентность учителей. Отсутствие отдельных компьютеров для учителей – предметников. |
Приобретение медиакласса, интерактивной доски, медиапроектора для введения уроков по различным предметам, сертифицированных цифровых образовательных ресурсов, соответствующих УМК по предметам. Повышение ИКТ – компетентности учителей через курсы повышения квалификации ММЦ, организация школьных учебных курсов. Создание школьной медиатеки. |
Нерациональное использование средств ИКТ учителями |
Учителя не знают как и когда используются средства ИКТ на уроке |
Оказание учителям методической помощи через посещение и анализ уроков. Проведение открытых уроков, которые проводятся с использованием ИКТ. |
Сайт школы не используется в должной мере |
Отсутствие команды, отвечающей за выставление информации на сайте. Учащиеся не владеют навыками работы с программами для создания сайтов. |
Создание инициативной группы учащихся и педагогов, заинтересованной в представлении деятельности школы в Интернете. Умение самостоятельно работать с информацией. |
Недостаточное использование ресурсов Интернет |
Низкая ИКТ-компетентность учителей. Нет потребности у учащихся в самостоятельном добывании знаний. Учителя не развивают этого стремления. |
Обучение учителей работе в Интернете. Формирование у учащихся самостоятельности в добыче знаний. |
Низкий уровень представления информации о деятельности школы до всех членов образовательного процесса. |
Малоэффективное использование технических ресурсов (камера, фотоаппарат), не эффективная организация работы школьного радио-узла, отсутствие школьного пресс-центра |
Обучение группы учащихся работе с цифровой камерой и фотоаппаратом. Организация работы школьного радио-узла и проесс-центра |
Учащиеся и учителя не участвуют в дистанционных образовательных проектах (дистанционное обучение, конкурсы и олимпиады через Интернет и тому подобное) |
Нет стремления у учащихся к самообразованию. Непонимание учителями сути нового качества образования. |
Формирование самостоятельности учащихся в работе с информацией, повышение стремления к самообразованию. Стимулирование творческой деятельности учащихся и учителей. |
Низкий уровень применения ИКТ в управлении школой |
Нет автоматизированных рабочих мест администрации. |
Изучение программы «Хроно-Граф», создание базы данных школы. |
Решение данных проблем:
· Повысит уровень информационной культуры учащихся и педагогов школы;
· Активизирует применение ИКТ в учебном процессе, во внеурочной деятельности;
· Создаст условия для формирования самостоятельности в получении знаний;
· Позволит внести изменения в управление учебно-воспитательным процессом в школе.
Анализ проблем показывает, что причиной нескольких проблем является отсутствие самостоятельности в добыче знаний. И в то же время в формировании самостоятельности учащихся помогает применение ИКТ в учебной деятельности.
Задача современной школы – это подготовка свободной личности, ответственной за свою жизнь и судьбу, формирование самостоятельности в получении знаний. «Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения» (Ушинский К.Д. Избр. Пер.соч. – М., 1949, Т1, с.144)
Применение учебной информации, добытой учеником самостоятельно переводит процесс обучения с уровня пассивного потребления информации на уровень активного ее преобразования, а в идеале – на уровень самостоятельной постановки учебной задачи и ее решения.
Переход на качественно новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе обеспечит создание в школе открытого образовательного информационного пространства. Создание открытого информационного пространства позволит выпускникам школы освоить активно-творческий тип учения, основной принцип которого - выработка потребностей и умения самостоятельно приобретать знания и навыки с помощью новых информационных технологий.
Цель программы информатизации:
Формирование самостоятельности в получении знаний посредством применения информационно-коммуникационных технологий
Задачи:
· Повышение ИКТ-компетентности учащихся и педагогических работников школы;
· Активизация и повышение качества применения ИКТ в учебной деятельности;
· Использование ИКТ для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся
· Укрепление материально-технической базы школы.
Основные направления работы в области информатизации школы
1. Учебная и внеурочная деятельность:
§ Ведение уроков с ИКТ
§ Курсы по выбору, элективы
§ Дополнительное образование
§ НОУ
§ Подготовка к ЕГЭ
§ Участие в дистанционных проектах и конкурсах, проектная деятельность
§ Индивидуальная и групповая работа учащихся в компьютерном классе
§ Конкурсы электронных буклетов и календарей
§ Работа пресс-центра школы
§ Работа школьного радио
§ Школьный сайт
2. Методическая деятельность:
§ Дистанционное обучение учителей
§ Повышение квалификации учителей
§ Обучающие семинары
§ Работа школьных объединений учителей
§ Обмен опытом среди учителей, применяющих ИКТ
§ Создание электронных презентаций и их конкурс
§ Самообразование
§ Диагностика
§ Тестирование
§ Консультирование
§ Мониторинг
3.Управленческая деятельность:
§ Разработка и ведение БД ( «1:С Хроно-Граф», Excel)
§ Отчетность
§ Делопроизводство
§ Мониторинг и контроль
4. Материально-техническое оснащение:
§ Компьютеризация библиотеки
§ Создание и пополнение медиатеки
§ Работа в Интернете
§ Приобретение медиакласса и интерактивной доски
Календарный план работы
Цель: Повышение ИКТ – компетентности учителей и учащихся
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Ожидаемый результат |
|
Учебные курсы по повышению ИКТ – компетентности учителей |
Сентябрь – май, в каждую среду |
Илькаев Н.Н. |
90% учителей научатся работать на ПК |
|
Сотрудничество с ММЦ |
В течении года |
Мукаева Т.М. |
Участие в семинарах, мастер-классах, обучение на курсах повышения квалификации |
|
Индивидуальные консультации |
В течении года |
Мукаева Т.М. Чл.ШК |
Активизация применения ИКТ в учебном процессе |
|
Обучение навыкам работы с тестовыми технологиями на базе ММЦ |
Ноябрь |
Илькаев Н.Н. |
Приобретение навыков работы с тестовыми технологиями, учителя должны разработать минимум 3 теста по своему предмету |
|
Создание каталога информационных ресурсов школы. Печать и переплет его в виде памятки для учителей. |
Ноябрь |
Мукаева Т.М. |
Каталог информационных ресурсов школы и ММЦ распространяется среди учителей. Учащиеся самостоятельно будут добывать знания по учебным дискам. |
|
Педсовет «ИКТ в образовательном процессе» |
Декабрь |
Мукаева Т.М. Чл.ШК |
Оказание методической помощи в использовании ИКТ в образовательном процессе |
|
Создание личных электронных почтовых ящиков учителей |
Декабрь |
Илькаев Н.Н. |
Каждый учитель имеет свой электронный почтовый ящик, который тспользуется для Интернет – переписки по обмену опытом с другими учителями, участия в Интернет – конференциях, при ДО |
|
Открытые уроки |
Декабрь - апрель |
Рук.ШМО Шарипова Р.Р. Нурсубина Э.К. Атнагулова Р.Н. |
Обмен опытом по использованию ИКТ в учебном процессе |
|
Конкурс электронных презентаций по предметам для учителей |
Февраль |
Рук.ШМО Шарипова Р.Р. Нурсубина Э.К. Атнагулова Р.Н. |
Наработка навыков создания презентаций. Активизация применения ИКТ в учебном процессе. |
|
Организация и проведение семинаров: «Образовательные ресурсы Интернет» «Использование ИКТ во внеурочной деятельности учащихся» |
Январь
Март |
Мукаева Т.М. Илькаев Н.Н. Савинова М.Н. |
Активизация использования ресурсов Интернет, использования ИКТ во внеурочной деятельности. Учащиеся и учителя будут заниматься самообразованием, познакомятся сайтами образования. |
Цель: Использование ИКТ ресурсов при самостоятельной учебной деятельности учащихся
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Ожидаемый результат |
|
Интеграция предмета информатики и ИКТ с другими предметами - история , ОБЖ, биология (редактирование рефератов с помощью текстового редактора) - алгебра (построение графиков с помощью электронной таблицы) |
В течении года |
Илькаева Л.Т. Савинова М.Н. Мукаева Т.М. Мухаметов Р.М.
|
Повышение кол-ва и качества использования ИКТ-ресурсов на уроках. Самостоятельные занятия учащихся в компьютерном классе по выполнению домашнего задания, решение которых предполагает использование ИКТ |
|
Создание сайта и размещение в Интернет. |
До 1.12.06. |
Мукаева Т.М. Тв.гр |
Самостоятельное и систематическое обновление информации на школьном сайте. Умение работы с программами по созданию сайтов. |
|
Курсы по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ом классе «Секреты информационных технологий» |
Сентябрь - ноябрь |
Мукаева Т.М. |
Повышение информационной культуры. Учащиеся самостоятельно смогут создавать календари, буклеты, поздравительные открытки к праздникам. |
|
Конкурс электронных буклетов и календарей. Конкурс презентаций по изучению краеведения. |
Ноябрь
Декабрь |
Мукаева Т.М. Илькаева Л.Т. |
Повышение информационной культуры. Самостоятельное изучение краеведения, умение представлять информацию через презентации, бумажных носителей. |
|
Работа школьного радио: -создание инициативной группы; -составление рубрик; -подготовка репортажей. |
Октябрь
В течении года |
Мукаева Т.М. Максиева М.Ф. |
Эффективное представление информации с помощью компьютерных технологий. Умение работать с программами записи и обработки звуков. Самостоятельная подготовка репортажей. |
|
Создание школьного пресс-центра -создание инициативной группы; -выпуск бумажных носителей. |
Ноябрь
В течении года |
Мукаева Т.М. Максиева М.Ф. |
Повышение информационной культуры учащихся, умения работать с КТ, умение представлять информацию через СМИ. Самостоятельно будут готовить газеты, буклеты и т.п. |
|
Конкурс исследовательских работ. Проведение конференции. |
Март |
Мукаева Т.М. |
Повышение исследовательской культуры учащихся проведение самостоятельных исследовательских работ под руководством учителей. |
|
Конкурс детских социальных проектов |
Февраль |
Мукаева Т.М. Савинова М.Н. |
Повышение проектной культуры учащихся. Проведение самостоятельных исследований по выявлению социальных проблем в школе, самостоятельное проектирование и умение высказывать и доказывать свою точку зрения. |
Цель: Внедрение ИКТ в управление
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Ожидаемый результат |
|
Изучение и использование программы «Хроно Граф» |
Сентябрь - декабрь |
Максиева Д.И. |
Создание базы данных школы |
|
Изучение и использование программы «Хроно Граф 3.0 Мастер» |
Ноябрь - декабрь |
Мукаева Т.М. |
Составление расписания школы |
|
Изучение и использование программы «Хроно Граф» классными руководителями |
Январь - февраль |
Савинова М.Н. |
Создание базы данных класса и ее использование в учебной деятельности |
Сроки реализации программы
Сентябрь 2006г. – разработка Программы информатизации школы.
Октябрь 2006г. - утверждение Программы.
Октябрь 2006г. – апрель 2007г. – практическая реализация Программы информатизации школы.
Апрель 2007г. -анализ результатов реализации Программы информатизации школы и разработка Программы на 2007 – 2008 уч.г.
Критерии оценки результатов реализации программы:
§ Увеличение количества педагогических работников, повысивших квалификацию в области ИКТ – компетентности;
§ Увеличение количества уроков и внеклассных мероприятий, в проведении которых используются средства ИКТ;
§ Повышение качества и эффективности уроков и внеклассных мероприятий, проводимых с применением ИКТ;
§ Развитие информационных, исследовательских и проектных умений учащихся;
§ Увеличению количества учащихся, выполняющих учебные задания на творческом уровне, участвующих в телекоммуникационных городских, региональных и федеральных олимпиадах, конкурсах и проектах,;
§ Количеству школьников, обучающихся дистанционно, в том числе по программам профильного обучения посредством сети Интернет, а также в заочных школах по программам углубленного изучения предметов;
§ Качество работы школьного радио-узла и пресс-центра;
§ Регулярное обновление информации на сайте школы;
§ Увеличение количества учащихся и учеников, пользующихся средствами Интернет.
Ожидаемые результаты:
· Развитие у учащихся стремления к самообразованию;
· Увеличится количество учащихся и учителей, пользующихся средствами Интернет;
· Создание информационной базы школы;
· 90% учителей должны пройти курсы повышения квалификации;
· Активное и эффективное применение ИКТ в учебном процессе;
· Быстрое и качественное представление информации о школьной деятельности через школьное радио и пресс-центр.