Методическая работа в школе

 Педагогический коллектив Тюндюковской средней общеобразовательной школы работает над методической темой лРазвитие творческих способностей сельского школьника╗ (с 2004-2005 учебного года).

 

 Цель: повышение качества образовательной деятельности школы через творческий рост учителей и укрепления здоровья учащихся.

Задачи:

1.  Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя.

2.  Овладение учителями навыками работы цифровыми образовательными ресурсами.

3.  Создание условий для развития творчества учителей.

4.  Изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных образовательных технологий.

5.  Применение здоровьесберегающих технологий на уроках

 Анализ кадрового состава школы показывает рост образования и квалификации учителей Ц 85 % имеют категории, из них 12%-высшую, 73% педагогов имеют высшее образование.  

Учебный план организован по базисному учебному плану для общеобразовательной школы с родным (нерусским) языком обучения 1998 года.

Курс информатики и ИКТ введется с 7-го класса, английский язык с 5-го класса.

Основные направления деятельности методической работы по повышению качества образования:

1.                       Педсоветы.

2.                       Работа ШМО учителей естественно-математического цикла, ШМО учителей гуманитарного цикла и ШМО учителей начальный классов.

3.                       Работает методический совет школы.

4.                       Школа молодого  учителя.

5.                       Работа с родителями.

6.                       Преемственность между различными ступенями образования.

7.                       Работа над проблемной темой школы и методическими темами учителей.

8.                       Работа по повышению качества проведения уроков:

- семинар лИспользование компьютерных технологий на уроках╗;

- семинар лНаучно-исследовательская работа учащихся╗;

- семинар  лИспользование презентаций на уроках и внеурочное время╗

- семинар лОсновы проектной деятельности╗;

8. Внеклассная работа по предметам:

             - предметные декадники;

             - кружки.

9.  Диагностическая и проблемно-аналитическая деятельность

10. Участие учителей  в различных конкурсах (конкурс курсов по выбору, конкурс дидактических материалов);

11. Участие учащихся в различных конкурсах (конкурс сочинений, проектов, научно-исследовательских работ, олимпиадах, марафоне знаний).

 

Педсоветы

Исходя из методической темы школы и модернизации Российского образования были проведены следующие педсоветы:

 

лДифференциация на отдельных этапах урока╗

лКаким должен быть современный урок╗

лСамообразование Ц одна из форм повышения профессионального мастерства педагога╗

лТворчество: истоки и условия развития╗

лПрофильное и предпрофильное обучение╗

"Деятельность учителя на уроке"

"От творчества учителя к творчеству учащихся"

 Методический совет

В 2004-2005 учебном году в школе создан методический совет, в состав которого входят члены администрации школы, руководители школьных методических объединений и наиболее опытные учителя.

Цель деятельности методического совета Ц обеспечить гибкость и оперативность работы школы, способствовать росту профессионального мастерства учителя.

 На заседаниях методического совета рассмотрены следующие вопросы:

1.        Повышение творческого потенциала учителя.

2.        Обсуждение плана проведения методической недели лСамообразование как путь к личностному росту учителя╗.

3.        Пути повышения эффективности сотрудничества школы с родителями в обучении и воспитании учащихся.

4.        Использование уроков нравственности В.Казыханова при проведении классных часов. Анализ посещенных классных часов.

5.        Организация семинара лИспользование компьютерных тестовых технологий╗.

Методические объединения

В школе работают 3 школьных методических объединения: учителей естественно-математического цикла, учителей гуманитарного цикла и учителей начальных классов, а также лШкола молодого учителя╗.

Каждое ШМО работает над своей методической темой, которое переплетается со школьной темой.

На заседаниях рассматривались такие вопросы, как:

- преемственность в обучении;

- проблемы внедрения современных педагогических технологий;

- применение новых педагогических технологий на уроках соответствующего цикла;

- организация самостоятельной работы на уроках;

- методы творческого развития на уроках;

 - технология творческого развития по А.З. Рахимову.

При организации работы ШМО успешно проводятся такие формы работы как открытые уроки и их анализ, круглые столы, деловая игра, работа в микрогруппах, творческие отчеты учителей над индивидуальными методическими темами. Периодически проводится работа по повышению квалификации учителей. Все педагоги занимаются самообразованием, периодически учатся на курсах повышения квалификации.

Для оказания методической помощи молодым учителям в школе создана лШкола молодого учителя╗. Каждому молодому специалисту закреплен опытный учитель соответствующего профиля. На заседаниях лШколы╗ рассматривались такие вопросы:

        Инструктаж по ведению школьной документации

        Единый орфографический режим. Требования к проверки тетрадей.

        Методические требования к современному уроку.

        Самоанализ урока.

        Работа с родителями

        Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся

 Проводятся следующие формы работы:

        Собеседование с молодыми специалистами

        Организация посещений уроков молодого специалиста учителем-наставником с целью оказания методической помощи.

        Посещение уроков наставника молодыми специалистами с целью набирания опыта

        Посещение молодым учителем открытых уроков в рамках методической недели.

        Срезовые контрольные работы по предметам

        Анкетирование на выявление профессиональных затруднений

        Определение степени комфортности учителя в коллективе

 Внеклассная работа по предмету

Каждый учебный год проводятся предметные декадники:

 

естественно-математического цикла

гуманитарного цикла

искусства

социально-общественного цикла

Математика

Химия

Физика

Информатика

 

Русский язык и литература

Татарский язык и литература

Английский язык

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Биология

История и обществознание

География

 

В рамках декадников проводятся интересные мероприятия, отвечающие современным запросам учащихся, повышающие их интерес к предмету, творческую активность учащихся и самих учителей: лСлабое звено╗, лКак стать миллионером╗, лСчастливый случай╗, лКлуб веселых и находчивых╗, лПан или пропал╗, лПоследний герой╗.

 Психолого-педагогическая диагностика

 Психолого-педагогическая диагностика Ц это тот инструмент, который помогает школе постоянно совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Использование диагностики представляет педагогам и администрации школы следующие возможности:

1.                      Определить степень обученности и обучаемости каждого учащегося школы.

2.                      Проводить анализ эффективности работы каждого педагога и всей школы.

Методы изучения: наблюдение, спрос, беседа, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности.

1.     Диагностика качества образования

Ц по предметам;

Ц по областям;

Ц по учителям.

Помогает анализировать образовательный процесс в школе, работу каждого учителя, сравнивать свой результат с результатами других учителей, помогает увидеть образовательные области и предметы с низким качеством образования, учителей, дающих  низкие результаты.

          2. Диагностика творческого потенциала учителей.

Результаты:

12% - имеют высокий творческий потенциал, творчески работающие учителя;

80% -  имеют средний творческий потенциал, творчество  проявляется ситуативное;

8% - нет творчества.

3.Диагностика обученности, развития, самообразования учителя:

5% - остановившееся саморазвитие;

 20% - активно саморазвивающиеся;

 75% - отсутствие сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

3. Анкета для учителей на выявление резервных возможностей и качества обучения.

Результаты:

- указали проблемы и барьеры, которые чаще всего испытывают при проведении инновационного урока и других новых форм и технологий обучения: нет необходимой методической литературы, много времени уходит на подготовку, нет материальной заинтересованности.

Традиционные уроки -                             83%

Инновационные уроки -                           17%

 

4 .Диагностика познавательных интересов учащихся.

Больше всего интерес проявляется к сложным предметам: математика, русский язык и литература, информатика, история, биология.

По необходимости учат математику, русский язык, историю, ИВТ.

Проявляют повышенный интерес к ИВТ, математика, русский язык и литература.

Проявляют ситуативный интерес к географии, обществознанию, истории, математике, русскому языку и физической культуре.

5.Формирование у младших школьников умение принимать учебную задачу.

Результаты:

 - школьники принимают цели, формулируемые учителем  -  100%;

-  учащиеся, которые задают вопросы связанные с целями деятельности, особенностями их формулирования, наблюдаются попытки к переформулированию целей -                                                            71%;

- учащиеся, которые могут оценивать результат деятельности в зависимости от реализации ее целей   -                                             57%;

-  самостоятельное определение целей учебной деятельности -  43%.

 

6.        Диагностика готовности детей дошкольной группы детского сада к школе.

 

Конкурсы

Наша школа принимает активное участие в конкурсах различных уровней.

Учителя активно и результативно занимаются проектной деятельностью:

В районном конкурсе лЛучшая программа курсов по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов╗ стали:

Участники районных конкурсов лУчитель года╗

Участник областного конкурса методических и дидактических разработок Ц учитель информатики и ИКТ Мукаева Т.М. с разработкой лЭлектронный учебник лКомпьютерные сети╗. 

Применяя  в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, учителя создали все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.

Анализ учебного процесса производится по результатам диагностик и проверок ЗУН учащихся, проводимых в различной форме:

        По итогам годовых оценок

        Административные контрольные работы;

        Срезы знаний по предметам;

        Контрольные уроки;

        Защита ученических проектных работ;

        Защита бизнес Ц планов;

        Выступление старшеклассников на конференциях по предмету;

        Выставки работ учащихся (технология, ИЗО).

        А также по результатам выпускных экзаменов, экзаменов в переводных классах, результатам ЕГЭ , по трудоустройству выпускников 9-х и 11-х классов.

 

Конкурсы для учащихся

Предметные олимпиады  

Марафоны знаний

 Межрегиональные предметные конкурсы

        лРусский медвежонок╗

        лЛис╗

        лКенгуру╗

        лЕнот╗

Научно Ц исследовательская деятельность

По истории (руководитель Мукаев Р.Р. Ц учитель истории и обществоведения):

1 место Ц на районном конкурсе;

2 место на областном конкурсе;

лауреат всероссийского конкурса.

По информатике ( руководитель Мукаева Т.М. Ц учитель информатики и ИКТ)

участник областного конкурса

По краеведению и патриотическому воспитанию подрастающего поколения (руководитель Кузаев Вилдар Шарифуллович)

                            дипломант Всероссийского конкурса "Нас оценят в 21 веке"

Проектная деятельность учащихся

2003-2004 учебный год Ц выиграл грант в областном конкурсе проект детской организации лРадуга╗ по патриотическому воспитанию (руководитель Савинова М.Н. Ц заместитель директора по воспитательной работе);

2004-2005 учебный год Ц выиграл грант в районном конкурсе проект по информатике лСоздание школьного Web Ц сайта╗ (руководитель Мукаева Т.М. Ц учитель информатики и ИКТ, заместитель директора по УВР)

- выиграл грант в областном конкурсе проект, посвященный 60-летию Победы (руководитель Мукаев Р.Р. Ц учитель истории и обществоведения).

Также учащиеся нашей школы участвуют в конкурсах:

        сочинений

        конкурсе чтецов

        лЛучшая бизнес Ц идея╗

        по техническому и обслуживающему труду

        лБезопасное колесо╗

        лЗарница╗

и показывают хороший уровень знаний и умений, достигают высоких результатов.


 

 

 

Приложение №1

Кадровый  анализ учителей

Квалификация

 

высшая

первая

вторая

2002-2003

3

12

6

2

2

1

2003-2004

3

10

7

2

2

1

2004-2005

3

10

7

2

2

3

2005-2006

3

12

7

0

2

2

2006-2007

3 10 9 1 0 3

 

 

 

 

 

 

 

Образование

 

 

 

высшее

незаконченное высшее

Среднее Цспециальное

среднее

 

 

2002-2003

19

0

7

0

 

 

2003-2004

17

0

8

0

 

 

2004-2005

17

1

9

0

 

 

2005-2006

19

1

6

1

 

 

2006-2007 20 1 1 1    

 

 

 

 

 

 

 

Стаж

 

 

до 5

с 6 до 10

с 11 до 20

с 20 до 30

свыше 30

 

2002-2003

9

3

4

5

4

 

2003-2004

5

4

7

5

4

 

2004-2005

7

4

7

4

5

 

2005-2006

5

4

7

4

6

 

2006-2007 3 5 4 4 7  

 

 

 

 

 

 

 

Возраст

 

 

до 30

до 40

до 50

свыше 50

пенсионного возраста

 

2002-2003

10

3

9

2

2

 

2003-2004

9

4

8

2

2

 

2004-2005

8

7

7

3

2

 

2005-2006

6

6

7

4

3

 

2006-2007 6 4 4 6 3  

 

 

 

 

 

 

 

 

Мужчины

Женщины

 

 

 

 

2002-2003

5

21

 

 

 

 

2003-2004

6

19

 

 

 

 

2004-2005

6

21

 

 

 

 

2005-2006

5

22

 

 

 

 

2006-2007 6 17        

 


 

Приложение №5

Трудоустройство выпускников 11-х классов

 

2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

ВУЗ

14,3

27,6

21,2

24

ССУЗ

82,9

68,9

78,8

76

Работа

2,8

3,5

0

0

Не устроены

0

0

0

0

 

35

9

33

18

 

 

 

 

 

Трудоустройство выпускников 9-х классов

 

2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

10 класс

96,8

64

66,7

60

ССУЗ

3,2

28

29,6

39

Работа

0

4

0

1

Не устроены

0

0

0

0

Другая школа

0

4

3,7

0

 

31

25

27

23

 


 

Приложение №2

Анализ успеваемости

 

2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

 

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

% кол-во %

Количество учащихся

221

 

201

 

197

  172  

Успеваемость (%)

 

99,2

 

99,5

 

98   100

Посещаемость (дни)

1159

97,1

863

97,5

1182

96,9 611 97,2

Отличники

13

5,9

9

4,5

10

5,1 10 5,8

Ударники

71

32,1

73

36,3

64

32,3 50 29,1

Качество успеваемости

84

38

82

40,8

74

37,6 60 34,9

 Результаты олимпиад

 

 

2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

количество участников

32

46

41

38

призеры(%)

31,3

52,2

26,8

23,7

участники областной олимпиады

9,4

13

4,9

13,2

 Назад

 

Hosted by uCoz