"Школа возрождения и сохранения

трудового обучения и воспитания"

Как сказал поэт: «Время дано, это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, оказавшийся в нем». С тем, что концу 20 века все  мы   оказались в резко изменившемся мире, в другом времени, никто не спорит, но соответствует ли ему нынешний человек? Может ли новое поколение адекватно ответить на новые вызовы? А может ли современная школа и семья воспитать человека нового поколения? Ведь на данный момент подвергаются переоценке многие ценности, в том числе труд, как основа развития общества.

Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое, в котором большую роль играет сила семейного воспитания. А психология детей на сегодняшний день складывается из того, что можно купить и перепродать. Что же будет с нашей страной, с ее будущим, если воспитываем юных перекупщиков и спекулянтов? А необходимо воспитать тружеников. 

Как и во многих населенных пунктах района, в том числе и на территории нашей администрации количество безработных граждан намного больше, чем работающих. Поэтому чтобы улучшить свое материальное состояние в это кризисное время многие семьи: и безработные, и   семьи, получающие мизерную зарплату, уделяют большое внимание развитию своего подсобного хозяйства, занимаясь овощеводством, животноводством, птицеводством и пчеловодством. В таких семьях основными помощниками родителей являются дети.

Дети, являясь нашими помощниками, начинают относиться к любой работе с ответственностью, понимают пользу и необходимость труда, видят конечный результат своей работы. По какой-то мере от их работы зависит благосостояние, материальная обеспеченность семьи.  

Через труд человек не только получает трудовые навыки, но и воспитывается  в нем правильное отношение к людям, односельчанам, соседям, родным, что тоже очень важно в нравственном становлении ребенка: маленькие труженики начинают ценить и труд других людей. Самое  ценное – дети воспитывают в себе бережливость, экономность, самостоятельность. Ребята осознают реальную стоимость рубля, дорожат каждой копейкой.

Хочу привести несколько примеров о семьях, где большая работа ведется в приусадебных хозяйствах.

Семья Максиевых Мидхата Грифановича и Вафиры Мухаматназиевны проживающих в деревне Тюндюк, вместе с детьми, работая, на десяти сотках земли несколько лет подрят выращивают морковь, используя технологии Медлайдера. И каждый год собирают по 45-50 центнеров урожая.

Семья Кучукбаевых Салавата Рафкатовича и Альмиры Дамировны, Дусаковых Разиля Назировича и Раисы Агалямовны и их дети занимаются выращиванием огурцов. Они достигли хороших результатов и получили дополнительный доход к семейному бюджету.          

Жители нашей сельской администрации известны в районе выращиванием капусты. Действительно многие этим и занимаются. Например, семья Нурсубиных Данифа Ибрагимовича и Фидании Насибулловны вместе с детьми нынче из 12 соток земли получили 8 тонн урожая.

В приусадебном хозяйстве Юнусовых Сагита и Наили Назиевны больше 20 пчелиных семей. В этом деле им тоже помогают дети.

Работа в приусадебных хозяйствах и успехи пришкольного участка взаимосвязаны. Дети, приученные к домашнему труду охотно и  увлеченно работают на благо своей школы, тем самым, принося дополнительные доходы в бюджет школы и обеспечивая овощами круглый год школьную столовую.

В трудовом обучении и воспитании большое значение играют практические занятия. Без активного участия школьников в производственном труде воспитание превращается в назидание. Пришкольный участок состоит из овощного (картофель, морковь, капуста, лук, свекла), плодово-ягодного отдела (смородина, яблони), цветочного отдела, теплицы (огурцы, рассада...). Урожай, полученный с опытного участка (2 га), полностью обеспечивает школьную столовую овощами на целый год.

Школа содержит крупный рогатый скот (4 головы) и пасеку (17 пчелосемей). Весной и на время летнего лагеря школьная столовая полностью обеспечивается своим мясом. Увеличение минифермы позволило бы ввести курс «Животноводство», а на школьной пасеке смогли бы проходить практику юные пчеловоды.

Вырученные   деньги   от   реализации излишков овощей, от продажи посадочного материала расходуются на приобретение оборудования школы, на проведение внеклассных мероприятий, награждение лучших учеников. В 2005 году собственными силами был восстановлен тир, построенный в свое время колхозом, но пришедший в негодность в перестроечное время.

Совместно с СПК им. Муссы Джалиля школа сажает около 10 га картофеля. На эти средства в прошлом году приобрели 2 компьютера.

В   рамках   образовательной   области «Технология» ведется профессиональная подготовка учащихся Х-ХI классов по профессии«тракторист-машинист» категории В, С, Е. База для подготовки трактористов-машинистов в школе есть. Был построен трактодром, оборудован кабинет дорожного движения, имеется ГАЗ-53, трактор ДТ-75, трактор Т-25, автомашина «Газель», культиватор, косилка, плуг. Время теоретических и практических занятий соответственно составляет 60% и 40%. Подготовка ведется по БУП ОУ РФ для школ с родным языком обучения. Кроме того. на базе нашей школы проходят практические занятия и сдают экзамены учащиеся других школ района. Предоставляются дополнительные услуги для обучения на водителя категории А. В. С.

С учетом ценностных ориентаций, образовательных потребностей, запросов учащихся, родителей и общества школа выбрала на III ступени универсальный профиль с уклоном на сельскохозяйственные специализации. Организовано предпрофильное обучение в IX классах

(курсы по выбору): введены курсы трудового профиля «Пчеловодство» и «Резьба по дереву».

Наши учителя успешно участвовали в муниципальном конкурсе авторских программ курсов по выбору по предпрофильной подготовке.

Наша школа активно участвует в различных конкурсах социальных и культурных проектов. Один из них проект «Пчеландия» победил в областном конкурсе экологических лагерей и отрядов «Зеленая смена». Реализация данного проекта позволила расширить спектр деятельности подсобного хозяйства и школы, и семьи, т.е. теперь еще больше семей  смогут заниматься  и пчеловодством .

В районе много делается для поддержания таких семей, заметив, самозанятость населения проводятся различные конкурсы, что является  большим стимулом для развития молодых семей и семей, для которых основным источником доходов является работа на земле.

Если бы наладим работу по реализации продукции, то таких хозяйств в районе стало бы больше. Этим уровень жизни детей, где родители безработные, материально и нравственно стало бы выше.

Дети, помогая своим родителям в приусадебных хозяйствах, овладевают сельскохозяйственными навыками. Это очень важно, т.к. ребенок будет членом трудового общества, ценность его как гражданина будет зависеть, насколько он к этому труду будет подготовлен и использован в своей будущей жизни.

И самое главное, мы понимаем, что у детей, занятых полезным трудом дома и в школе, не останется времени на совершение необдуманных поступков, на сигареты, алкоголь и антиправное поведение.

Трудно предугадать, в каких формах далее станет развиваться воспитание детей. И остается надеяться, что в будущем наши сыновья смогут стать ответственным, предприимчивым главой семьи и наши дочери – экономными, бережливыми хозяйками.   

Мечтаем мы, родители и педагоги, чтобы в процессе трудового воспитания преобразованного на базе рыночных отношений, возникли новые возможности для формирования у детей трудолюбия.

 

Назад

Hosted by uCoz